Сент Джордж или Монастырь Георгия Хозевита


Недалеко от Иерусалима и в 5 км от палестинского города Иерихон в ущелье Вади Кельт находится необычайной красоты греческий монастырь Сент Джордж (монастырь Георгия Хозевита). Издалека он выглядит совсем как игрушечный домик, прилепленный к стене ущелья. Рядом виднеются крошечные пещеры – это монашеские кельи, когда-то заселенные отшельниками, теперь заброшенные. Зато монастырь здравствует и процветает.

История монастыря началась с 4 века. В одной из пещер Вади Кельт скрывался святой пророк Илия. Согласно древним писаниям, его затворничество продолжалось три года и шесть месяцев. Все это время вороны приносили ему еду. Позже к нему присоединились пять сирийских монахов, бежавших от мирской суеты, стремившихся к пустынному уединению. Тогда появились первые постройки. Уже позже, в 480 году сюда приезжает Святой Иоанн Хозевит. При нем строений становится значительно больше. И монастырь становится киновией. Напомню, киновия – монастырь, в котором монахи собирались для молитвы и совместной трапезы каждый день. Сейчас монастырь имеет несколько названий – это монастырь Георгия Хозевита или Козиба, арабы называют его Дейр мар Джирис или аль-Хадер, подразумевая под этим именем другого святого, св. Георгия Лиддского (Победоносца), или Дейр эль-Кельт, по названию ущелья.
Монах Антоний, живший в это монастыре на рубеже 6-7 веков, написал в 631 году жизнеописание Георгия Хозевита, где указал, что монастырь как киновия был основан между 480-520 годами египтянином Иоанном, подвизавшимся прежде в Фиванской пустыне, а затем переселившимся в Палестину и прозванным впоследствии Иоанном из Козибы (Хозевитом), а до него в пещерах подвизались 5 сирийских отшельников (их могила находится под церковью свв. Иоанна Хозевита и Георгия Хозевита или, как ее еще называют, часовни св. первомученика Стефана). Затем преемником Иоанна стал Георгий, в честь которого и назван монастырь.

Сам Георгий родился в семье набожных родителей на Кипре. С детства он мечтал об отшельничестве, но мечте этой не суждено было сбыться. Ему предложили пожить в киновии, и он выбрал монастырь Козибу, который стал его домом. Поначалу Георгий помогал садовнику, строя планы об уходе отшельником в пустыню. Но все сложилось иначе, и он остался здесь навсегда. Георгий был спокойным, уравновешенным человеком с кротким нравом. Местные монахи боготворили его. О нем шла молва, как о чудотворце. Георгия смущало это низкопоклонство и он принял решение уйти в другую Лавру, где уже был монахом его брат Ираклий. Лавра Каламон, находящаяся в Палестине недалеко от монастыря святого Герасима, стала вторым домом для Георгия на долгие 20 лет. После смерти Ираклия Георгий, послушавшись совета настоятеля, вернулся в Козибу. Тем более, что там скончался Игумен, а среди монахов произошел раскол по поводу избрания нового настоятеля.
Монахи не забыли Георгия, и вскоре он сделался духовным наставником общины. Селившиеся неподалеку отшельники, приходившие в монастырь, испрашивали благословления у нового наставника. Это были годы наивысшего расцвета монастыря.
В 614 году на монастырь напали персы. Они убили 14 монахов, разрушили все строения. По одним данным персы захватили Георгия в плен. По другим данным Георгий пересидел нашествие персов в одной из отдаленных пещер Вади Кельт. Оставшиеся в живых монахи ушли из монастыря. Георгий пытался возродить монастырь, но ему это не удалось. В 625 году он умер и был похоронен в монастыре.
В 1179 году монастырь пытались возродить крестоносцы, и тоже безуспешно.
В 1187 году на монастырь напали войска Салах эд-Дина и полностью его разрушили. В руинах простоял монастырь до 1878 года, когда сюда пришел и поселился греческий монах Каллиник. Его целью были археологические раскопки и восстановление монастыря.
Пещерные кельи монахов, заброшенные со времен крестоносцев, стали вновь заселяться.

А в 1901 году, при помощи Греко-Ортодоксальной Патриархии Иерусалима, монастырь Сент Джордж был полностью отстроен, отреставрированы церкви, кельи монахов. В 1952 году ко всему этому комплексу, при содействии Иерусалимского патриарха Тимофея I, была пристроена колокольня.
Монастырь имеет трехуровневую схему строения. На нижнем уровне расположены древние захоронения и подсобные помещения-склады. На среднем уровне все главные строения и вход в монастырь, а также церкви святых Иоанна и Георгия Хозевитов, церковь Святой Девы Марии. На верхнем уровне находится церковь-пещера Илии.
Чтобы попасть в монастырь, необходимо пройти через главные ворота, находящиеся на одной стороне ущелья, и по дорожке пешком (или на арабском ослике) дойти до вторых ворот. Раньше вход женщинам был сюда воспрещен, но со временем этот запрет был снят.
Мы в сам монастырь не ходили, оставили его на следующую поездку. Торопились погулять всласть по Иерусалиму. Ну а вы обязательно сходите. Монахи очень гостеприимны. Угощают чаем и вкусняшками.

При написании текста активно использовался Интернет. Но информации довольно мало. Поэтому слушайте монахов внимательно

Здесь более подробное жизнеописание Георгия Хозевита. Весьма интересно. http://drevo-info.ru/articles/4277.html