Рассказ о том, как мы охотились на овцебыков, а они на нас. Часть 17.

Дорога устремилась в горы, пейзаж менялся на глазах. Погода портилась. По дороге встретилась ферма с ламами. В дальнейшем мы увидим еще одну-две такие фермы, а около этой мы не смогли не остановиться. Спросив разрешение на фотосъемку у работников (чему они не мало удивились и улыбнулись), мы как дети, впервые попавшие в зоопарк, рассматривали, кормили и фотографировались с ламами. Ну какие же они забавные животные :)
Приехали в Dombas (Думбас). Надо сказать пару слов об этом месте. Территориально Думбас находится в Центральной Норвегии. Это небольшой городок, в который зимой съезжаются горнолыжники, а летом велосипедисты. А также тут находится тематический парк для детей. Но нам интересно посетить огромный национальный парк Доврефьель-Сунндалсфьелла (Dovrefjell-Sunndalsfjella), в котором обитают мускусные быки. Территория парка составляет 1693 кв.км.
Горный хребет Доверфьель представляет собой часть Скандинавской горной системы. Максимальной высоты здесь достигает пик Снёхетта (2286 м над уровнем моря). Протяжённость горной системы составляет 160 км востока на запад и 65 км с севера на юг. Основными породами данной горной системы являются аспидный сланец и гнейс, а попросту – слоистые метаморфические породы. Именно на вершинах Доверфьель находится исток крупной норвежской реки Дрива.

Когда-то в этих местах обитали мускусные быки, но в начале века во время всевозможных воин быков истребили. Заново они были завезены в Норвегию из Канады и Гренландии в 1932г. Вообще в условиях дикой природы овцебык обитает только в 4 местах на земном шаре.

Это большое парнокопытное животное, длинношерстный гибрид барана и быка. Взрослый бык весит порядка 200-400 кг. Но пусть вас не обманывает его внешний вид и медлительность. К нему лучше не подходить ближе200 м, иначе можно увидеть, как вам на встречу несется эта туша со скоростью порядка60 км/ч. Не верите? Мы тоже не верили…

Итак, обо всем по-порядку. Мы приехали в Думбас, чтобы в туристическом бюро узнать, где лучше всего зайти в заповедник, на какую тропу, чтобы гарантированно увидеть овцебыков. Из этого бюро гиды водят туристов на сафари. Так что информацией владеют. Нам приблизительно объяснили, и мы рванули к точке старта. Попутно заехали еще в одну гостиничку, где могли дать такую информацию. Еще немного поплутав, мы все-таки оставляем машину на трассе и выходим на тропу войны.

Отойдя немного от дороги, мы натыкаемся на калитку. Открываем, заходим. Слева от нас небольшой загороженный участок со странной избой-сараем по-середине.
Идем дальше вдоль этого участка. Тропа поднимается. И уже вверху, откуда участок полностью просматривается, мы замечаем огромную мохнатую тушу. Так и есть это он. Странно, что овцебык сидит в этом загоне. И главное, а где все остальные? Мы решаем на всякий случай поснимать этого быка, а то вдруг ни в горах никого не встретим, и этот спать в сарай уйдет.

Бык наверное больной, поэтому отселенный от стада, прикидываем мы. Чтобы подойти поближе к быку, мирно пощипывающему травку, мы перемахнули через небольшой деревянный заборчик, держащийся на одном честном слове. А дальше короткими перебежками, не спуская глаз с быка, мы подбирались к нему все ближе и ближе, успевая делать промежуточные кадры. Быка видимо совсем не интересовало наше присутствие, он хоть и поглядывал на нас из под буйной челки, но никаких резких движений не совершал. Точно больной, поэтому и вялый, думали мы. Как же мы ошибались…

В какой-то момент бык медленно повернулся и пошел в нашу сторону. Ничто не предвещало беды. Хотя, я видела, как становится более насыщенным пар из носа животного. Прямо как в мультфильмах. Мне стало не по себе, поэтому я на всякий случай перемахнула за заборчик и позвала Андрея. Он фотографировал, глядя только в видоискатель. А что можно заметить в этом маленьком окошечке? И тут бык кинулся, я вскрикнула, Андрей пулей метнулся к забору, перемахнул его в последнюю секунду и свалился в мокрую траву в безопасности. Начинался моросящий дождь…
Мы, продираясь через лес, окружающий загончик с овцебыком, вернулись на тропу. А для себя сделали вывод, что во-первых, бык стартует с места побыстрее ваших джипов, во-вторых, скорость он набирает мгновенно. И в третьих, скорее всего, его отселили от стада не потому что он больной, а слишком агрессивный :)

Тропа шла на подъем. Моросил дождик. Сердце постепенно пришло в нормальный ритм. Вокруг деревья постепенно превращались в кусты. А на ветках начала встречаться комьями развешенная шерсть. И как-то неожиданно пришел в голову вопрос: мы на территории овцебыков, они тут живут и могут разгуливать где хотят. И заборчиков с калитками тут нет. Что же нам делать, если на встречу выйдет бык, а если с семьей? Мы решили рискнуть и продолжить поиски. Так, забавляясь подобными мыслями, мы вышли на плоскогорье.

Дождик почти прекратился. Стоял небольшой туман. Ноги мягко утопали в разных ягелях и прочих мхах, стоило лишь немного сойти с тропы. Мы все дальше, теряя с каждым шагом надежду увидеть овцебыков. Встреченная нами пара туристов, рассказали, что они бродят тут несколько часов, но ничего кроме тумана и ягеля не видели. Мы совсем приуныли. И решили, что если в течение часа не найдем животных, то начинаем спускаться.
Но удача была на нашей стороне. Андрей углядел далеко-далеко в долине несколько больших черных камней. Понаблюдав за ними через объектив фотоаппарата, мы сделали вывод, что камни движутся. А значит что? Это не камни, это наша цель.
Мы рванули в долину. Внезапно открывшееся второе дыхание прибавило сил. Мы почти бежали, перепрыгивая через маленькие болотца, огибая камни, стараясь не упустить из виду наши «камни» и попутно оставляя в памяти приметы, по которым будем возвращаться обратно на тропу.

Чтобы овцебыки нас не заметили и не разбежались (хотя, скорее, чтобы они не кинулись к нам), мы решили подойти к ним со стороны небольшой реки с низинки. Заприметили огромный валун, короткими перебежками достигли его и спрятались. Сердце бешено стучало. Адреналина добавляла мысль, что если бык кинется, то и бежать некуда, да и скорости нашей не хватит. В нас вселились чертенята. Было жутко страшно и одновременно весело

Мы осторожно выглянули из-за камня. Метрах в 300 от нас паслось стадо, состоящее из самок с детенышами. А вот в метрах 100 от нас медленно шел огромный овцебык. Он явно охранял стадо от таких наглых туристов, как мы.
Стадо постепенно уходило, бык медленно шел в их направлении, поглядывая в нашу сторону. Я осторожно выглядывала, чтобы рассмотреть это огромное, внушающее уважение, животное. Андрей фотографировал, стараясь сильно не высовываться, чтобы не спугнуть быка. Ну то есть, чтобы он нас не вспугнул :)

Спустя полчаса все закончилось. Стадо перешло на другой склон горы, бык ушел за ними. А нам пришла пора двигаться в обратный путь.
Спускаясь по тропе вниз, к дороге, мы увидели маленького зверька, напоминающего хомяка. Это лемминг. Милый, красивый и пугливый. Вообще, тут, в заповеднике обитают не только овцебыки, а и арктические лисы, росомахи, северные олени и другие животные. А также большое разнообразие птиц.
Для справки. Пешие групповые сафари на овцебыков организуются летом, с июля по август, в сопровождении гида (индивидуальные – с июня по сентябрь). Такие сафари длятся приблизительно шесть часов. А можно как мы – самостоятельно.

На обратном пути еще раз навестили нашего старого быстрого скакуна. Он прилег на травку отдохнуть. Мы сделали на прощание еще несколько кадров, попутно чуть не наступив на змею, которая видимо тоже пребывала в объятиях морфея.
Пошел сильный дождь, окончательно спутав наши планы отправиться на лосиное сафари, которое проводится по вечерам. Вернувшись в Думбас, мы увидели около турбюро одиноко стоящего гида. Никто из туристов так и не рискнул в такую непогоду отправиться смотреть лосей. И мы тоже отложили эту активность на следующий наш приезд в Норвегию.
Едем в сторону городка Лом, там старинная дощатая церковь. Но, к сожалению, не успеваем до закрытия. Поэтому делаем несколько кадров и едем дальше, ищем место для ночевки. А вот и подходящее место, около большой реки. И вот удача, тут тоже есть на что посмотреть. Не далеко от нашей стоянки на воду спускаются каякеры. Посмотрим на них и спать. А место красивейшее…