Дорога троллей. Часть 15.

На счетчике порядка 3325км. Осмотрев Олесунн и музей деревянных изб Sunnmore Museum, мы выдвигаемся в сторону Dombas, где находится один из самых крупных и известных заповедников в Норвегии Доврефьелль. Но там мы окажемся только завтра. А впереди нас ждет очень живописная дорога и автомобильный альпинизм.

Есть такая неприятная вещь, как недостаток информации. К сожалению, в российских магазинах нет ни одного действительно хорошего справочника путеводителя по Норвегии. Приходится обращаться к заграничным источникам, к таким как Lonely Planet. Да и он не способен описать все достопримечательности страны.

Именно в нем мы вычитали, что по дороге нам встретится очень необычная церковь. Даже в русском Интернете я не нашла даже упоминания этой церкви. А меж тем она поистине удивительна.

Снаружи Rosekyrkya, именно так она называется, и скоро вы поймете почему, ничем не примечательна. И можно было бы смело проехать мимо. Но мы останавливаемся.

У церкви есть часы работы. Мы приехали в неурочное время. Но нам повезло, церковь была открыта. Там возился реставратор, он разрешил нам зайти и осмотреть. Вход в церковь стоит 35 нок. Фотографировать внутри запрещено. Но мы везунчики, вошли не во время, ничего не платили и даже фотографировали. :)
Итак, чем же примечательна эта церковь. Построена она в 1789 году. Внутри каждый сантиметр от пола до потолка, включая колонны, покрыт узорами цветов, в основном это розы. Стиль росписи цветочными орнаментами потом стал крайне популярен. Многие церкви в Норвегии были расписаны именно этим стилем. Но и это еще не все. Лики святых представлены в очень неожиданном тут стиле барокко. Фигурки святых либо вырезаны из дерева, либо нарисованы.
Для справки. Церковь Rosekyrkya находится на дороге R650.

Едем дальше. Дорога крайне разнообразна. То это зеленых поля с непременным атрибутом в виде овец и лошадок. А то мы поднимаемся выше и оказываемся в царстве снегов и льда.
На равнинах встречаются небольшие поселения, буквально на пять домов. Судя по рогам над входом, это домики охотников. А по соседству с ними стоят ну совсем древние реликты. Такое ощущение, что мы опять в музее старинных деревянных изб. Но это не музей, тут все на самом деле. Интересно, сколько лет этой избушке на курьих ножках?
Была у нас и еще одна остановка, неописанная ни в одном из путеводителей. Уж не знаю, чем знаменито это место, называется оно Gudbrands-juvet. Но тут были и туристы, и прекрасные чистые туалеты (кстати, ну очень креативные по дизайну), и парковка и даже сувенирная лавочка. Нас это место поразило силой и мощью водного потока, который прямо-таки обрушивался на каменные стенки своего русла. Вода вгрызалась в камень, грозно рыча и извергая кучу брызг. Но камень стоял насмерть, заставляя воду пениться от бессильной злобы. Вода меняла цвет с зеленого на серый, с серого на нежнейший голубой, а то и просто извергалась сплошной пеной. Для туристов сделаны мостики, с которых можно осмотреть всю мощь этого противоборства с самых разных ракурсов.
Ну а впереди, собственно, жемчужина сегодняшнего дня. Нас ждет автомобильный альпинизм (как это называют туристы), море адреналина, проверка своих водительских навыков, ну и проверка тормозных колодок, конечно :)

Как вы уже, наверное, догадались, я говорю об одной из самых известных дорог в Норвегии – Тролльстиген (Trollstigen). Нам предстояло спуститься по этой дороге вниз, преодолев 11 крутых поворотов по 180 градусов при крутизне дороги почти в 10 градусов. Многие предпочитают подниматься, чтобы не перегреть тормозные колодки, но наш маршрут предполагал спуск.
Эту дорогу ошибочно называют «Дорогой троллей», хотя на самом деле это «Лестница троллей», ибо так с норвежского переводится Trollstigen.

Дорога свой спуск начинает с горы Стигрёра, это 858м над уровнем моря. Здесь перед началом спуска можно посетить музей строительства Тролльстигена, пройтись по сувенирным магазинам. Рассмотреть множество фигурок троллей. И, конечно же, полюбоваться на саму дорогу с ее крутыми виражами во всех подробностях со смотровой площадки.
Весь комплекс этих услуг был построен совсем недавно. А 16 июля открывается новый туристический центр панорамной дороги Тролльстигена. Центр включает в себя очень причудливой архитектуры здание самого центра, кафе, сувенирный магазин, места для пикника и множество троп, ведущих к новым оборудованным смотровым площадкам. Мы побывали в прошлом году на всех готовых смотровых площадках. А еще привлекает внимание несколько ступенчатых бассейнов с водой. Необычно, но очень органично вписывается в ландшафт местности. Вокруг течет много воды. Это и ручейки с гор, и большая река, и водопады разных размеров. Один из водопадов стекает со скалы и ниже протекает над одним из поворотов дороги. Весьма зрелищно.
Дорога открыта для проезда с мая по сентябрь, учитывайте это, разрабатывая свое путешествие. Магазинчики и музей закрываются в 17.00. Мы, конечно же, приехали позже.
На стене музея весит картина, посвященная строителям дороги. Судя по всему, дорогу строили наши соседи – грузины :)

Дорога однополосная, но имеет много карманов для разъезда. Местами ширина дороги не превышает 3,3 метра, поэтому проезд машин длиною больше 12,4 метра запрещен. Со стороны обрыва дорога ничем не огорождена, если не считать небольших камней для красоты. Это добавляет свою порцию адреналина.

Разрешенная скорость движения составляет 30 км/ч.
Итак, поехали. Небольшой дождик не улучает сцепления с дорогой и не прибавляет оптимизма. Еще дома, бывавшие здесь друзья, напугали нас, что это мега-крутая дорога, не для чайников, а для водителей с уважительным стажем и крепкими нервами.
Наконец, мы внизу. И что же? Где адреналин? Где бьющие через край эмоции? Где белое лицо и потные лодошки? Нет, ну если бы мы были первый день в Норвегии, то нас эта дорога сильно впечатлила бы. А мы тут уже не первый день и повидали множество горных дорог с более крутым серпантином, где множество закрытых поворотов, и ты никогда заранее не знаешь, кто и когда тебе выскочит на встречу. И будет это фура, автобус или бешенный мотоцикл. Надо признаться, что привыкшие к таким дорогам норвежцы носятся как угорелые. Фура на скорости более 80 км/ч на серпантине – это привычное явление. Но надо отдать должное, водят они первоклассно. Поэтому, если поначалу я дико пугалась, шарахалась и сильно прижималась к краю дороги, то впоследствии перестала на это обращать внимание.

Забегая вперед, скажу, что спуск к Гейрангеру нас впечатлил больше. Там тот же уклон, гораздо больше крутых поворотов, среди которых есть и закрытые. На дороге более насыщенное движение. Приходилось постоянно разъезжаться с кучей экскурсионных автобусов, а также пропускать большие группы мотоциклистов, едущих побыстрее, чем я.
В конце дороги внизу нас ждал сюрприз, который нужно обязательно не пропустить. Это единственный в своем роде дорожных знак, обозначающий “Осторожно, тролли”.

Итог, дорога несомненно красивая и крутая. Но не надо ее бояться. Смело приезжайте и спускайтесь. Ну или поднимайтесь :)