В отпуск к дикарям. Часть восьмая. Маунт Хаген. Репетиция фестиваля.

15 августа. Маунт Хаген. Репетиция фестиваля.

Эта часть будет содержать много текста и фотографии. Озвучу происходящее и как все это было.

Итак, нас привезли в небольшую деревушку, на задах которой в окружении деревьев укрылась поляна довольно больших размеров, примерно с футбольное поле. С одной стороны поля стояли под навесом стульчики для зрителей (туристов). В противоположной стороне поляны были небольшие воротца, которые вели на еще одну поляну, где фольклорные группы готовились к выходу. Соответственно само представление происходило на большой поляне.

Перед навесом и стульчиками была выкопана яма. Вокруг нее суетились изящно одетые мужчины. Они таскали листья банана. Из сбивчивых объяснений гида мы поняли, что эти мужчины повара и сейчас они на радость зрителям приготовят поросенка. Конечно же при этом не будут использоваться шампура, решетки и даже вертел. Это чисто папуасский рецепт. Итак, записывайте! Выкапывается яма. На ее дно укладываются подготовленные камни, вытащенные из заранее разведенного костра, т.е. раскаленные. На эти камни укладываются листья банана. Далее подготовим мясо. Берем свинью (или поросенка, на ваш вкус). Убиваем ее. Вспарываем брюхо и вынимаем оттуда несъедобные части – желчный пузырь и все то, что на ваш вкус несъедобно. Далее опаливаем свинью. На костре, где мы грели камни. Потом берем палки и сдираем со свиньи опаленную кожу с шерстинками. Далее разрезаем тушу на куски и выкладываем их в яму на листья банана. Сверху мясо покрываем также листьями. Поверх листьев можно положить оставшиеся камни. И все засыпаем землей. Специи кладутся на вкус, но в правильном рецепте они не используются. Время приготовления – 6 часов. Калорийность блюда высокая, еда недиетическая. Дамы, будьте бдительны!
Пока готовится поросенок, я отправляюсь фотографировать и разглядывать фольклорные группы. Все они приехали на главный фестиваль года, который начнется завтра и продлится 2 дня. Все эти дни, включая сегодняшний репетиционный и довольно уютный (т.к. очень мало туристов и обстановка вполне спокойная и комфортная), группы будут выступать. Приехали они с разных уголков страны. Себя показать, других посмотреть. На самом деле история этого фестиваля довольно проста. Изначально фестиваль проводился для самих папуасов. Чтобы встретиться, пообщаться, подружиться и главное, чтобы не забыть своих истоков и традиции. Но постепенно фестиваль приобрел большую публичность, в страну стало приезжать все больше туристов. И теперь этот праздник проводится для туристов. И если на репетицию местные папуасы могут прийти по своему желанию и бесплатно, то на основные два дня фестиваля их не пустят при отсутствии у них билета. На который, конечно же, у них нет денег.

Подготовка к выступлению начинается рано утром. Племена приезжают на место. Рассаживаются и начинают сначала долгий процесс одевания, а потом макияжа. Все это занимает довольно много времени, т.к. наряды сложны, а макияж уж больно креативен. Свои тела папуасы украшают перьями, мхом, костями собак и свиней, раковинами и ракушками, сетями (для ловли рыбы), листьями и травами, фигурками птиц и зверей и многим другим. А по цветовой гамме макияжа можно судить из какого места приехало это племя. Особенный восторг у многих вызывали головные уборы. Эти сложные композиции из различных материалов у многих вождей племен достигали метра в высоту. Весят такие уборы не один килограмм, а необходимо носить их в течении всего дня.
Что же демонстрируют племена. У некоторых племен делается акцент на движения, танец. А у других преобладает музыкальное оформление. Для чего используются барабаны, деревянные варганы и другие инструменты, которые мне проблематично идентифицировать. Сложные музыкальные произведения дополняются чаще всего голосовыми ариями.
Попытаюсь немного рассказать о племенах. Надеюсь, что не обману вас с их названиями. Информация взята из Интернета и чудесной книги, купленной в столице Порт Морсби.
Это скелетоны. Они изображают умерших.
Это племя с западных нагорий.
Это племя Nebilyer.
Это племя Mindima mud men из деревни Миндима, они тоже “глинянные люди”. Я о похожем племени писала в одной из прошлых историй.
А эти красавцы из племени Хули. И заведено у них так: в 16 лет мальчики отправляются в деревню холостяков на 18 месяцев. Там из них готовят настоящих мужчин. В чем это конкретно заключается – трудно сказать. Женщины категорически не допускаются до этой деревни. Мальчики там живут и отращивают волосы. По истечению срока волосы срезаются и из них делаются вот эти головные уборы, которые украшаются листьями, цветами или перьями. Называются эти произведения “вигмен”. Когда приходит время покидать деревню, каждому новому мужчине выдается вырезанный из дерева диплом, который он с гордостью вешает над входом в свой дом.

У женщин этого племени тоже есть такие головные уборы. Из чего они сделаны я не берусь сказать, похоже, что тоже из натуральных волос.
Продолжаем смотр ансамблей песни и пляски :)

Итак, пока готовится наш поросенок по старинным папуасским рецептам мы продолжаем рассматривать племена, а точнее представителей племен, их фолкгруппы. Что мне очень понравилось, они ведут себя все крайне дружелюбно. Улыбаются во все камеры, смотрят куда попросят фотографы, фотографируются со всеми желающими. Дают подержать и сфотографироваться со своими луками и стрелами, частями костюма, подкрашивают желающих туристов. Особенно открыты мужчины. Женщины, особенно молодые более стеснительны. Дети ведут себя крайне прилично. Безропотно даются родителям для нанесения боевой раскраски и одевания. Есть две группы, состоящие из детей, мальчиков. Это скелетоны и угольные (как мы их прозвали) мальчики. Их руководители без криков-оров готовятся к выступлению.
Тем временем туристы спешат занять места под навесом, прячась от сильно палящего солнца.
А на поляне начинается действо. Племена неспешно одно за другим выходят на поле. Сопровождается выход танцем под ритмичную музыку барабанов и там-тамов, а также под голосовое пение. Некоторые группы разыгрывают целое представление. Вот мы видим, что за черными мальчиками гоняется мумия. А вот кого-то берут в плен. А вот идет война между племенами, где мужчины с копьями и щитами защищаются и нападают. Все это безумно красиво и абсолютно экзотично.

И не хочется думать, что уже через несколько часов они снимут эти наряды, смоют краску с лица и тела. Оденут шорты и футболки, и станут обычными людьми. А пока что это дикари, в полной боевой раскраске, с нечеловеческим блеском в глазах. Ух, не хотела бы я встретиться в джунглях один на один с этими дикарями. И пусть они говорят, что японцы вкуснее европейцев :)
Еще несколько часов длилось выступление. Тошнота и дурнота из-за токсикоза, палящее солнце – все это не лучшие спутники фотографа. Притомилась и я. Спасли товарищи из группы обильно напоив меня водой и торжественно повязав у меня на шее мокрое полотенце. Полегчало.

А тут и поросенок подоспел. Повара раскопали яму. Постепенно вынули покрывавшие мясо листья. Запах вперемешку с паром напомнил запах хны. Рядом с ямой постелили свежие листья банана. На них из ямы перекидали куски мяса. А теперь добро пожаловать, гости дорогие, пробуйте на здоровье! Как ни странно мало кто из туристов отважился это есть. Несмотря на то, что это поистине натурпродукт. Я попробовала. Ох, как меня отговаривали ребята, ссылаясь на мою дурноту. Но побывать на таком представлении и не вкусить всего в полном объеме – это же преступление! Мясо, надо сказать, удалось. Нежнейшая свинина, без видимой грязи, без всяких добавок, усилителей вкуса, закрепителей цвета, консервантов, красителей и подобной ерунды. Вообщем, рекомендую

Репетицию фестиваля можно считать состоявшейся и успешной. Гости расходятся, а племена снимают наряды.
Мы едем в отель набираться сил перед завтрашним открытием фестиваля.
Смотрите другие части