Когда мало денег, они едут в Норвегию. часть 2.

Так смеялись наши друзья, когда мы только собирались в путешествие. Теперь не смеются – завидуют.

Когда вам говорят, что Норвегия очень дорогая страна – верьте этому. Шерстяные свитеры за 15-25 тысяч рублей (евро), бензин почти 80 рублей/литр, индивидуальные экскурсии в заповедниках по 12-15 тысяч рублей, список можно продолжать бесконечно… Поэтому, дабы не столкнуться с банкротством во время поездки, нужно все хорошо заранее просчитать и решить для себя, к чему ты готов и от чего готов отказаться.

Если очень хочется в Норвегию, а денег не много, и вы не причисляете себя к автостопщикам, то нижеприведенный текст для вас.

Итак, мы для себя решили, что будем совершать путешествие на своем автомобиле. Маршрут представлялся таким: Москва – Хельсинки – паром – Стокгольм – Осло – 11 дней по Норвегии и обратно. Почему именно так? Билеты на паром из Хельсинки в Стокгольм стоят дешевле всех других вариантов (из Клайпеды, Риги, Турку в Швецию). Мы не стремимся к фешенебельности, поэтому взяли билеты в самую дешевую каюту без окон и с удобствами на этаже. Надо отметить, что это вполне комфортное размещение. Напоминает купе в поезде, только гораздо удобнее. Паром идет ночью (порядка 17 часов, успеваете выспаться), тем самым экономим время и не платим за ночевку в гостинице. Билеты на паром мы выкупали на сайте www.viking.com за две недели до поездки. Стоимость автопакета (автомобиль + каюта на 1-3 человека) составила 41 евро в одну сторону. Подтверждение об оплате брони нам пришло по электронной почте, его мы и предъявляли при регистрации на паром. Читайте внимательно тарифы на сайте перевозчика, т.к. тариф может зависеть от дня недели.
Визу решили делать финскую, как самую легкодоступную и с минимальным количеством отказов. Есть два варианта ее получения: визовый центр и посольство (строго по записи, записаться можно на сайте визового центра, в нашем случае запись велась примерно за 3 недели). Мы сделали визу в посольстве, что сэкономило нам 21 евро на человека (услуги визового центра). Виза делается 5 рабочих дней.

О питании. Всю еду мы брали с собой из Москвы. Опытные туристы-походники без труда рассчитают сколько нужно взять еды, чтобы не остаться голодным. Для неопытных, вот наш набор продуктов:
1. Тушенка
2. Макароны
3. Рис
4. Овсянка (каша быстрого приготовления)
5. Супы Доширак и Роллтон
6. Сыр и сырокопченая колбаса
7. Хлеб, белые сухари
8. Шоколад, сушки, карамельки, козинаки
9. Вода (на первое время)
10. Соль, сахар, кетчуп
11. Репчатый лук
12. Чай
13. Яблоки
14. Пиво (платить в магазине за самое дешевое пиво 30 NOK – 150 руб. за банку мы были не готовы)+снеки
15. Одноразовая посуда.
Набор небольшой, но, поверьте, голодными мы не были ни разу, я даже не доедала свою пайку

Для приготовления еды была куплена газовая горелка и четыре 500-граммовых газовых баллона (хватило двух с половиной). С собой брали два термоса для кипятка, воду нагревали утром на весь день, чтобы не тратить потом на это время. Макароны и рис варили в кане (походный котелок).

Ночевать мы планировали в машине и в палатке. В итоге в машине ночевали лишь один раз (слишком долго все расскладывать и собирать), в палатке гораздо комфортнее и удобнее. Можно на ночь останавливаться в кемпингах. Это несомненно удобно. Это возможность помыться, привести себя в порядок, постираться, приготовить еду (кухни чаще всего есть в кемпингах), зарядить телефоны и фотоаппараты. Да и это гарантирует, что ночевать вы будете в потрясающе красивом месте, в Норвегии принято размещать кемпинги на берегу озер, возле водопадов. А вот отели наоборот, чаще всего в городах и поселках, вдали от природы и всех ее красот. Так что выбор за вами.

Ну а мы предпочитали еще большее единение с природой, останавливаясь в кемпингах лишь чтобы помыться. В Швеции и Норвегии в отличие от Западной Европы существует закон, позволяющий путешественникам останавливаться на ночевку на необработанной и неогороженной земле в удалении от хозяйственных построек и жилых домов на 150 метров.

На что мы тратили деньги в пути:
1. Бензин.
2. Плата за паромы
3. Парковки
4. Кемпинги
5. Проезд по платным дорогам.
6. Входные билеты
7. Подарки, сувениры
8. Мороженое, клубника и семга
9. Две ночи в Мотеле по дороге Москва-Хельсинки.

Норвегия – северная страна, поэтому нужно правильно определиться со временем поездки. Мы ездили с 28 мая по 13 июня. Это самое начало сезона. Уже открыты все высокогорные дороги, заповедники, церкви, ходят почти все туристические паромы, практически в полном объеме доступны экскурсионные программы (все и везде запускается с 1 июля и работает до конца августа – середины сентября). Но при этом еще нет наплыва туристов. Однако, и температура воздуха колебалась от +5 до +19 градусов в дневные часы в зависимости от высоты над уровнем моря. Поэтому берите с собой теплые вещи, лишними они не будут. А также зонтики и плащи (непромокаемую одежду и обувь), дожди идут часто.

Еще стоит отметить, что очень пригодились в поездке электросушилка для обуви и преобразователь напряжения от прикуривателя. С помощью него мы пользовались ноутбуком для скидывания фотографий, а также заряжали все телефоны и фотоаппараты.
Про парковки в городах. Практически все они платные. И часто возникает сложность найти автомат для оплаты, разобраться с этим автоматом (на них все надписи на местном языке, понять довольно сложно), выяснить сколько нужно оплачивать и когда. Встречались парковки, где сразу по приезду нужно было оплатить, а чек оставить под лобовым стеклом. Были парковки с постоянным тарифом, вне зависимости от времени стояния. Но и тут есть возможность сэкономить. На инфощитах можно найти информацию о бесплатных часах парковки. А в Бергене мы, например, просто припарковались на жилой улице (но это скорее исключение). В больших городах вроде Стокгольма можно бесплатно припарковаться вдали от центра города. В любом случае внимательно отнеситесь к плате за парковку, там с этим строго.

Не лишним будет взять с собой запасную канистру для бензина. И заправьте ее перед финской границей. Это добавит спокойствия, если вы увидите горящую лампочку высоко в горах.

Про деньги. Наличные деньги мы купили еще в Москве (5000 норвежских крон, 700 шведских крон и 70 евро для Финляндии). В путешествии расплачивались и наличными и карточкой. Столкнулись с тем, что карточки принимают практически везде, но не везде удается совершить платеж (к примеру, заправочные станции Statoil, многие паромы).

И конечно же никто не отменял карты и навигатор (экономит время и бензин). Без навигатора мы бы не успели проделать весь намеченный маршрут из-за поиска парковок в городах, поворотов на дорогах и нужных нам достопримечательностей.

Итоговый бюджет поездки:
1. Виза, фотографии на визу, Гринкарта для машины (обязательна), расширение КАСКО (не обязательно), газовые баллоны, сим-карта (с 500 рублями на счету) – все это обошлось примерно в 200 евро.
2. Вся взятая с собой еда – порядка 250 евро (из них пиво на 1000руб – возможность сэкономить, но стоит ли?).
3. Паром Хельсинки-Стокгольм и обратно – 82 евро.
4. Паромы в Норвегии (плавали с автомобилем) – 240 евро.
5. Бензин – почти 700 евро.
6. Подарки+ сувениры – 360 евро.
7. Еда на месте (мороженое, клубника, семга на 1 ужин) – 32 евро.
8. Три ночевки в кемпингах – 73 евро.
9. Две ночевки в мотеле под Питером – 118 евро.
10. Входные билеты и экскурсии – 172 евро.
Итого порядка 2200 евро на двоих взрослых людей плюс автомобиль, 17 дней путешествия (включая осмотр Хельсинки, Стокгольма, трех городов в Швеции и, конечно же, 11 дней прекрасной Норвегии).

Общая стратегия поездки: экономили на переезде в Норвегию, на размещении в стране (в основном ночевали в палатке), на питании там (вся еда с собой).

Не экономили на экскурсиях и перемещении по стране.

Мы проехали от дома до дома 6400 км за 17 дней. Надо отметить, что в год я проезжаю порядка 10000км. Поэтому для подстраховки я сделала машине сезонное техобслуживание, по настоянию специалистов техцентра мне поменяли тормозные колодки и тормозные диски (впервые за 3,5 года использования машины). Поверьте, это было не напрасно. Дороги в Норвегии весьма серпантинистые, езда в манере быстрых разгон-торможение постоянно в ходу, хотя в Москве я не использую такой манеры езды. Нам часто встречались дороги, идущие под уклон 5-7% на протяжении 5-10км по серпантину, когда нога все время стоит на тормозе. Поэтому берегите себя, проверьте перед отъездом всю тормозную систему, да и вообще машину. Подробнее о дорогах и ветке маршрута я напишу отдельно.

Цены действительны по состоянию на 2010-2011гг.