Латвия
Бауска и Рундале. Последняя крепость крестоносцев и дворец Растрелли


По дороге из Вильнюса в Ригу у нас было запланировано посещение Бауски и Рундале. Баусский район расположен в 70км от Риги. Интересен он тремя основными достопримечательностями. Это Баусская крепость – последняя крепость, построенная Ливонским Орденом на территории Ливонии. Рундальский дворец, построенный по проекту и под личным руководством знаменитого архитектора Ф.Б. Расстрелли (автора Зимнего Дворца в Петербурге и Большого Дворца в Петергофе), один из самых значительных архитектурных и исторических памятников в Латвии. И Дворец Межотне – один из самых больших пейзажных парков в Латвии (14 гектаров).
Мы посетили Баусскую крепость и дворец Рундале.

Информация. На автобусе Рига-Бауска каждый час – Расписание на сайте автовокзала http://www.autoosta.lv/  (LV, EN, RU, DE).
Следует отметить, что Рундальский дворец находится не в самой Бауске, и туда придется добираться еще 12 км на общественном транспорте, который ходит раз в час, раз в полтора часа.

Историческая справка: Бауский замок находится в живописном месте – на косе неподалеку от слияния рек Мусы и Мемеле (56°24'N, 24°11'E). Здесь люди издревле (по мнению археологов, еще 3500 лет назад) селились по берегам трех крупнейших земгальских рек – Лиелупе, Мемеле и Мусы. Об этом свидетельствуют городища и могильники, обнаруженные при археологических раскопках. Замок, некогда именуемый в исторических источниках как Bauschkenborch, Bauskenburg, Powszke, Bawsenborg, Boske, Bowsenborch, Bauske, строился на месте укрепленного поселения балтов позднего бронзового века, во время правления магистра Ливонского ордена Хейденрейха Финка фон Оверберга (1439-1450). Ливонский орден строил крепость, чтобы укрепить свою власть над Земгале, защитить границу с Литвой и контролировать торговый путь из Литвы в Ригу, который пересекал здесь Мемеле. Бауский замок был не только укреплением, но и центром округа, откуда фогт (администратор и судья во владениях Ордена) осуществлял правовые, финансовые и военные функции управления на своем участке.

Причины для возведения замка в этом месте были весьма серьезными. В 1410 г. в Грюнвальдском сражении потерпел поражение Тевтонский орден, “филиалом” которого был обосновавшийся в Латвии и Эстонии Ливонский орден, который тоже нес потери, вмешавшись в спор за княжеский престол в Литве. Решающее сражение произошло 1 сентября 1435 г. у реки Швентойи (близ Укмерге), в котором орден потерпел крупнейшее за всю свою историю поражение (более сокрушительное даже, чем Ледовое побоище 1242 г. и Дурбское сражение в 1260 г.). В нем погиб и магистр Ливонского ордена Керсдорф. С тех пор литовские отряды стали беспокоить Ливонию – ее метрополия Рига находилась всего в двух переходах конницы от литовской границы. Чтобы защитить литовское направление, было решено воздвигнуть новую крепость на слиянии рек Муса и Мемеле – там, где проходила главная дорога на Ригу.
Первое известное упоминание о строительстве Бауской крепости обнаружено в письме орденского магистра Хейденрейха Финка фон Оверберга Ревельской (Таллинской) ратуше, датированное 1443 годом. При чем тут Таллин? Потому что замок возводить было некому – край вокруг Бауски был опустошен войнами, немногочисленных оставшихся в живых его обитателей только-только "проредила" эпидемия оспы. Вся южная окраина центральной части Латвии обезлюдела, а для сооружения замка нужно было не менее пяти сотен строителей. Было решено идти на Россию и пригнать оттуда жителей – Великий Новгород тогда враждовал с Москвой и не имел сил, чтобы полностью защитить свою западную границу. Рыцари вторглись в небогатую, но густонаселенную часть владений новгородцев около городка Ямм. Пленные, правда, оказались не русскими, а угро-финнами из племени вотов. Немногочисленные местные латыши новоприбывших прозвали "криевини", а так как это была разношерстная толпа – отчасти финны, отчасти славяне, и вся она должна была приспособиться к требованиям надсмотрщиков-латышей, то вскоре их языком "межнационального общения" стал латышский. В конце концов была не только возведена крепость, но и вновь зашумело в опустевшем краю… латышское население. (информация взята с сайта http://www.castle.lv/latvija/bauska.html ).
Сейчас на месте крепости романтичные развалины. Сохранилось лишь пять стен и одна башня. В 1990г был создан музей Баусского замка. По информации из Интернета музей открывается только 1 мая. Но в день нашего приезда (30 декабря) он был открыт. Часть замка реконструирована и покрыта штукатуркой, имитирующей квадровую кладку (в технике сграффито), т.н. бриллиантовая рустика, характерная для Ренессанса и маньеризма. Стены также были акцентированы фронтонами с рольверковым декором. На мой взгляд эти обновления пошли не на пользу замку. Моему сердцу гораздо милее более натуральная отделка в духе времен постройки здания. Замок крестоносцы строили типа кастеллы в форме нерегулярного четырехугольника у слияния рек Муса и Мемеле. Длина замка составляла около 124м, ширина 43м, а общая площадь 5230м. Пять башен соединялись толстой крепостной стеной, к которой изнутри пристроены здания разной величины для нужд гарнизона. Вход был в восточной части крепости между двумя четырехэтажными башнями. Над воротами надстроено несколько этажей, соединяющих башни. Перед воротами был оборонительный ров с подъемным мостом. К большой, полукруглой башне примыкает с тыла четырехугольная пристройка такой же высоты. Её помещения использовались сообща с большой башней. В подвале была тюрьма. Первый этаж башни был покрыт цилиндрическим сводом, а в стенах находились три бойницы. На втором этаже – пышный четырехконечный звездный свод. В северо-западном углу сохранилось место камина и дымоход, а в южном – выход в данцкер. Третий и четвертый этажи большой башни предназначались для обороны замка.

С северной стороны ворот – вторая башня, поменьше. На уровне погреба башни соединялись подземным ходом. Второй этаж было приспособлен под жильё. Первый и верхний этажи, а также надстройки над воротами использовались для защиты ворот. Толщина крепостных стен достигала 1,7 метра. Постройку обогревала печь воздушного обогрева (гипокауста). В средней части южной крепостной стены толщиной 3,6 метра, построена четырехугольная башня, приспособленная для использования пушек. Снаружи вдоль восточной стены был вырыт защитный ров, который засыпан в начале 17 века.

Замок находится на возвышении между двух рек, поэтому вид оттуда на окрестности открывается очень красивый. Верно там очень красиво весной и летом.
И на последок легенда: Ровно в полночь на башню Бауского замка поднимается мастер, когда-то возводивший его стены, и продолжает работу. Если верить местной легенде, много веков назад каменщика похоронили вблизи замка, и его дух все не может смириться с тем, что дело его рук было разрушено войнами… Появляются возле замка и еще два призрака — стражи, проспавшие неприятеля у замковых ворот. По ночам они возвращаются к месту, где был ведущий в замок мост, и пытаются его перепилить, чтобы враг не прошел. Уже несколько веков все пилят и пилят…

После осмотра Баусской крепости мы отправились в Рундале. Дворец, широко известный за пределами Латвии, расположен в самом центре страны, в Земгале. При первом взгляде на дворец невольно рождаются сравнения с Большим Дворцом в Петергофе. И это не случайно. Оба они дело рук великого архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Этот Дворец в стиле барокко построен в 1736-1740 гг. по заказу фаворита императрицы Анны Иоановны – герцога курляндского Эрнеста Иоганна Бирона. Фундамент дворца был заложен 24 мая 1736 года, строительные работы велись очень быстро и уже в 1737 году здание начинают подводить под крышу и тут же принимаются за отделку внутренних интерьеров. Рабочих, мастеровых и художников привозили главным образом из Петербурга. На строительстве одновременно работало около 1500 человек. Весь дворцовый ансамбль занимает более 60 га., основную часть которого занимает охотничий парк и раскинувшийся южнее дворца французский парк. На двух этажах самого дворца находятся 138 помещений. Изначальная обстановка дворца не сохранилась, поэтому нынешние экспонаты были закуплены или поступали из других музеев.
Описание (взято с сайта http://www.world-art.ru/architecture/architecture.php?id=6120 ): Наиболее совершенный барочный ансамбль в Латвии. Осуществлен по проекту и под руководством Ф.Б. Растрелли для курляндского герцога Э.И. Бирона на месте замка 1-й половины XVI в. Подобно Версалю, служебные постройки внешнего двора, курдонер, дворец, французский и охотничий парки нанизаны на единую ось композиции. По проекту эта ось имела длину ок. 3-х км, а над въездом в курдонер предусматривалась трехъярусная надвратная башня. В 1736-1740 гг. был выстроен дворец, завершена отделка части его интерьеров и разбит парк. Затем из-за отставки и ссылки Бирона работы были прекращены и возобновлены лишь в 1764 г., после возвращения в Курляндию герцога, затем и Растрелли. Задуманное ранее убранство фасадов и надвратная башня осуществлены не были; отделка парадных комнат была исполнена в стиле позднего рококо, в ней отразились наивысшие достижения этого искусства. Для регулярной планировки дворца (наружный размер 86 х 100 м) характерны пространственно разветвленные вестибюли, расположение парадных лестниц вдали от центрального входа, рационализм группировки помещений второго этажа: в правом крыле – анфилада приемных залов, в левом – апартаменты герцогини и придворных, в центре – покои герцога, где спальня явилась «точкой», куда сходятся все оси ансамбля. Из 138 комнат и залов четвертая часть сохранила первоначальный декор, поражающий богатством художественных приемов, разнообразием лепных стукковых деталей, ярким колоритом живописных плафонов. Наиболее значительные декоративные работы проводились в 1765-1767 гг. и были исполнены берлинским скульптором и «мрамористом» И.М. Граффом и итальянскими живописцами Ф. Мартини и К. Цукки. Особенно выразительны Золотой, или Аудиенц-зал – грандиозный и многокрасочный (отделан синим и розовым искусственным мрамором, позолотой, лепниной), в роскошном убранстве которого важную роль играет огромный живописный плафон (поверхность 220 квадратных метров), изображающий многофигурную аллегорию благодетелей государя, а также Танцевальный, или Белый, зал, примечательный изяществом и многообразием рокайльного стуккового декора и большим числом рельефных пасторалей – аллегорий охоты, сельского хозяйства, музыки и других видов искусства. В конце 1760-х гг. на границе внешнего двора было создано парадное обрамление главного въезда: симметрично от оси дворца возведены два одноэтажных подковообразных в плане служебных здания (конюшня и каретный сарай), а промежуток между ними оформлен в виде пропилеев (вероятно, по замыслу Растрелли осуществлены архитектором С. Ензенсом). Дворец пострадал во время войн в 1812 г. и в 1915 г. и от ремонтных работ XIX в. Первая частичная реставрация дворца проводилась в 1870-е гг. и в 1930-е гг. С 1972 г. ведется комплексная научная реставрация дворца, служебных построек и парка, превращенных в музей-памятник.
Вход на территорию дворца открыт для посетителей бесплатно. Чтобы осмотреть внутреннее убранство, нужно заплатить 2,5 лата. От себя добавлю, что удивительный французский парк великолепен летом, когда цветут розы. Ведь этот парк оформлен в манере Версальских садов. Представляю, какой там стоит аромат. Официальный сайт дворца http://www.rundale.net/index.php?l=2